Закон № 44, принятый 05.04. 2013 года, определяет основные положения государственных закупок для муниципальных и государственных нужд. В силу данный закон вступил с 2014 года. Закон определяет основные принципы совершения закупок, выделяя стимулирование инноваций и профессионализм заказчика в качестве основных принципов.
Заказчик и контролирующий орган должны работать на профессиональной основе, обладать всеми необходимыми теоретическими и практическими знаниями. Теперь для выполнения закупок необходимо привлекать специализированных работников, специально обученных для этого. А если сумма годовых закупок превышает 100 млн. руб.
, то работать должны специализированные подразделения. Если же объем закупок не превышает указанной суммы, то достаточно назначить должностное лицо, которое будет выполнять данную работу – контрактный управляющий. В его обязанности входит проведение закупок, составление отчетов, оформление аукционов и так далее.
Теперь к контрактной системе принадлежат все государственные закупки и этапы их проведения:
- планирование закупок;
- определения поставщиков;
- заключение контракта, гражданско-правового договора;
- особенности контрактов;
- мониторинг;
- аудит;
- контроль.
Планирование закупок – это важный элемент всего процесса. Процесс планирования включает в себя разработку планов закупок согласно графикам на весь текущий год. В них должна быть сосредоточена подробная информация обо всех запланированных покупках. В планы в последующем можно вносить необходимые изменения, руководствуясь законодательной базой.
Что касается способов закупок, то существует девять случаев, когда можно провести запрос предложений. Это определено ст. 83 Федерального Закона. Заказчик может провести запрос предложений тогда, если процедура аукционного конкурса не состоялась. Система закупок подверглась изменениям, теперь приоритетным для проведения государственных закупок считается конкурс.
С новыми изменениями заказчики вынуждены обосновывать свои закупки, и не только цену услуг и товаров, но еще и их необходимость.
К тому же, действуют антидемпинговые и антикорупционные меры, которые также контролируют закупки для государственных учреждений. Если начальная цена закупки превышает 1 млн.
рублей, то в процессе её осуществления необходимо общественное обсуждение необходимости товара или услуг.
Мониторинг закупок осуществляется путем их прозрачности, когда документация проверяется на всех стадиях государственных закупок. Аудит данного процесса входит в полномочия Счетной Палаты, контрольно-счетных органов и муниципальных образований. Контроль данной деятельности осуществляется органами ФАС России.
Также закон определяет новые особенности закупки товаров или услуг у единственного поставщика. Одноименность товаров исключается.
И теперь закупки на стоимость не более100 000 рублей могут осуществляться при том условии, что в совокупности сумма таких покупок не более 5% от суммы всех закупок в плане-графике, и не более 50 млн. рублей.
Но из этого правила есть исключения, поскольку данные ограничения не действуют при закупках для нужд сельских поселений.
Поэтапное вступление в силу Закона должно закончиться в 2021 году, когда все его положения будут действовать на полную силу.
- О федеральном законе № 223
- Отличия ФЗ 44 от ФЗ 223
- Отзывы
- Что такое Госзакупки и как начать в них участвовать?
- Виды государственных закупок
- «Инструкции» для новичков государственных закупок
- Грядущие изменения в Федеральном законе №44-ФЗ и №223-ФЗ
- Как? С чего начать?
- Какие документы нужны ИП для участия в государственных торгах
- Основы закупки по закону 223-ФЗ для новичков | Контур.Закупки
- Отличие от 44-ФЗ
- На кого распространяется закон 223-ФЗ
- Подготовка к закупочной деятельности
- Публикация сведений в ЕИС
- Самое важное для заказчика
- Таблица. Минимальные сроки на подачу заявок
- Описание объекта закупки по 223-ФЗ: что нужно знать заказчику на подготовительном этапе
- О законе 223-фз
- Самое важное для заказчика – положение о закупке в ЕИС
- Описание объекта закупки по 223-ФЗ
- Как использовать товарные знаки при описании продукции
- Как составить техническое задание
- 🔍 Видео
О федеральном законе № 223
18.07.2011 года вышел закон № 223 «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц». По сравнению с ФЗ № 44, он является более мягким, и не так строго диктует правила закупок.
Так, положения Закона не требуют обоснования закупок, а также в план-график могут быть внесены изменения в любое время.
В уже заключенный контракт, согласно ФЗ 223, также могут быть внесены изменения по поводу цены, объемов закупок и сроков.
https://www.youtube.com/watch?v=lzKylx5G4FY
Чтобы начать работу по ФЗ 223, учреждение должно принять Положение о закупках и планы закупки. Положение должно быть утверждено руководителем. Далее Положение вместе с планом размещают на специализированном сайте, и начинают закупки уже с начала следующего года. Таким образом, здесь процедуру регулирует Положение, а не сам Закон.
На портале госзакупок участник должен зарегистрировать два личных кабинета. Все кабинеты должны быть оформлены по двум действующим Законам, по ФЗ № 44 и по ФЗ № 223.
Основное требование Закона – это обязательное размещение на сайте информации о закупках и отчетов о проведенных закупках. Размещение информации происходит ежемесячно, отчеты подаются не позднее 10 числа следующего месяца.
Отличия ФЗ 44 от ФЗ 223
В нашей стране существует два действующих Закона, на основании которых проводиться закупочная деятельность в государственной сфере. Основные различия между двумя нормативно-правовыми актами отобразим схематически:
Основные отличия положений Законов | |
Федеральный Закон № 44 по своим объемам больше в 10 раз. Он более досконально регламентирует закупочную процедуру в государственной сфере. Он более подходит для новичков.Действие данного Закона распространяется на все госзакупки, регулируя каждый из этапов таких процессов. Если регламент каким-то образом будет нарушен, то за это грозит штраф. Недобросовестных предпринимателей уже заносят в списки. | Федеральный Закон № 223 имеет небольшие объемы, и более подходим для опытных сотрудников, поскольку не так подробно описывает всю процедуру государственных закупок.В этом Законе не все этапы сделки описаны подробно. При этом компаниям следует самостоятельно утверждать положения, которые будут подробно регулировать данный процесс. |
Кто заказчик? | |
Любые муниципальные учреждения и государственные предприятия, финансирование которых происходит из государственного бюджета. | Любые компании, у которых доля государственного финансирования составляет более 50%, бюджетные учреждения, монополии, предпринимательства, выполняющие регулируемые типы деятельности. |
Кто может быть поставщиком? | |
Физические и юридические лица. | Физические и юридические лица. |
Закупки | |
По данному Закону могут быть проведены закрытые или открытые конкурсы. Также могут быть проведены конкурсы с ограниченным участием, электронные аукционы, запросы предложений и ценовых котировок. Закупки у одного поставщика ограничены. | Существуют два обязательных способа проведения закупок: конкурс и электронный аукцион. |
Электронные платформы | |
Существует только пять платформ для проведения электронных торгов. | Платформ существует больше сотни, и в выборе заказчики не ограничены. |
Необходимость подписи на ЭТП | |
Можно обойтись неквалифицированной подписью. | В зависимости от ЭТП можно использовать как квалифицированную так неквалифицированную подпись. |
Сроки подачи заявок | |
Все заказчики строго соблюдают прописанные сроки для каждого конкретного этапа. | Сроки определяются самим заказчиком, прописывая их в положении. |
Система отчетности | |
Отчеты о проведенных закупках в обязательном порядке должны быть размещены на сайте госзакупок. | Отчеты о закупках также должны размещаться на специализированном сайте. И такие отчеты подаются не позднее 10 числа месяца, следующего за отчетным. В отчетность входят: общая стоимость договоров, соглашения по всем закупкам, данные государственной тайны, соглашения с субъектами среднего и малого бизнеса. |
Гарантии по контракту | |
Независимо от стоимости, заказчик может требовать от победителя аукциона обеспечения договора. Сумма может состоять из 5-30% от стоимости всего контракта.Способ обеспечения может быть выбран заказчиком. Это может быть банковская гарантия или же занесение денег на личный счет. | Согласно данному Закону, заказчик вправе самостоятельно решать, требовать ему обеспечение договора или нет. |
Расторжение договора или внесение изменений в его пункты | |
Согласно Федеральному Закону № 44, заказчик не может расторгнуть контракт самостоятельно или внести в него изменения. | Согласно Федеральному Закону № 223, изменить условия договора вправе любой заказчик. Могут быть изменены такие условия как объемы работ, цена и сроки. |
Обжалование действий | |
В Законе четко определена вся процедура подачи жалобы на действия заказчика. Жалоба должна иметь письменную форму, и подается она в местное отделение ФАС. После этого жалоба должна опубликоваться на официальном сайте госзакупок, и такая публикация производиться не позже 2 дней с момента её получения органами. Рассмотреть жалобу, проанализировать её и вынести решение органы должны в течение 5 дней с момента её подачи. | Согласно Федеральному Закону № 223, подача жалобы на действия заказчика также возможна. Письменные жалобы также подаются в органы ФАС. Но, чтобы подать жалобу, участникам торгов необходимо просмотреть сроки для этого в положении, разработанном заказчиком, поскольку именно там должны быть определены сроки.Следует помнить о том, что на официальном сайте должен быть реестр жалоб. И там можно проверить наличие или отсутствие той или иной жалобы. |
Таким образом, Федеральные Законы № 44 и 223 регулируют процесс государственных закупок.
Федеральный Закон № 44 можно охарактеризовать как более четкий, он определяет всю процедуру поэтапно, обозначая конкретные сроки и другие нюансы государственных закупок, в отличие от второго нормативно-правового акта. Согласно ФЗ 223, заказчик сам утверждает положение, в котором процедура закупки и проведения торгов прописана подробно.
Отзывы
Николай Лифар, 37 лет, Воронеж.
Чтобы начать процедуру закупки, необходимо сначала разобраться в сроках, а также в самом процессе размещения документации. Все данные можно просмотреть в ФЗ 223, ПП 908, ПП 1132 и в положении о закупке, принятом самим заказчиком.
Сначала публикуют изменения в план, публично извещая о данных изменениях. Далее публикуют протокол и раскрывают заявки, поданные участниками, и подводят итоги. В заключении публикуют договор, публикуя сведения о его выполнении.
Борис Меньшов, 40 лет, Краснодар.
Мы часто проводим государственные закупки после того, как планку понизили. И в больнице теперь практически все покупается посредством электронных торгов.
В штате больницы предусмотрена должность специалиста по государственным закупкам, который проводит аукционы и организовывает отчетность по проведенным закупкам. В целом, мы работаем по ФЗ 44, где все подробно прописано, пока проблем не возникало.
Было несколько жалоб, но абсолютно не обоснованных, и в результате они так и остались без позитивного решения для жалобщиков.
Наталья Булатова, 35 лет, Омск.
Я веду государственные закупки в двух учреждениях, работая на пол ставки в каждом из них. В целом, мне нравиться работать по ФЗ 44, все прописано от А до Я, только выполняй требования и все.
Так работать гораздо удобнее, следует только вовремя публиковать информацию и подавать отчеты, иначе за это предусмотрены немаленькие штрафы. К тому же, хотя бы раз в месяц к нам приезжает проверка, и смотрит, все ли в порядке.
Если что-то непонятно, то можно проконсультироваться у юриста или же позвонить в службу поддержки.
Видео:223-ФЗ для новичков. С чего начать участие в закупках? Рассказываем все по порядкуСкачать
Что такое Госзакупки и как начать в них участвовать?
Банки Сегодня Лайв
Статьи, отмеченные данным знаком всегда актуальны. Мы следим за этим
А на комментарии к данной статье ответы даёт квалифицированный юрист а также сам автор статьи.
Государственный бюджет не может тратиться просто так. Все средства, рассчитанные на каждый календарный год, должны иметь целевой характер назначения. Таким образом, государство объявляет аукционы на приобретение товаров, работ или услуг. Тем самым, привлекая малый бизнес.
https://www.youtube.com/watch?v=azal0aC9O6U
Малый бизнес и был бы рад поучаствовать в подобной процедуре, однако, каждый ли индивидуальный предприниматель знает о такой своей возможности?
Что необходимо знать начинающему участнику закупок? Что такое тендер, котировки и торги? Какие существуют «инструкции» для новичков данного направления?
Все эти, и другие актуальные вопросы, осветит статья, посвященная государственным закупкам для начинающих.
Виды государственных закупок
Вообще все торги делятся на 2 категории:
- Бумажные торги (к ним относятся запрос котировок, конкурс, запрос предложений).Бумажные торги, судя из названия, проходят «на бумаге».
Минусом бумажных торгов является то, что потенциальные участники «привязаны» к своей геолокации.
Если же участник желает участвовать в бумажных торгах в другом городе или же регионе, то ему необходимо будет самостоятельно решать возникающие проблемы логистики.
- Электронные торги (электронный аукцион). Электронные торги проходят в интернете. Преимуществом электронных торгов является то, что участвовать в нем можно, не зацикливаясь на своем местонахождении.
Любой поставщик (индивидуальный предприниматель) имеет право выставить свою кандидатуру и изъявить желание участвовать в государственной закупке (товара, работы или услуги).
Многие новички путаются в классификации понятий.
Итак, тендер – это любая процедура, которая подразумевает под собой выбор заказчиком лучшего поставщика (или лучшего исполнителя).
Электронный аукцион – это торги, которые проводятся на электронной площадке в онлайн – режиме и победителем становится тот, кто «выдаст» лучшую (самую оптимальную – то есть, дешевую, цену).
Котировка – данный вид относится к категории бумажных торгов. Отличительной особенностью таких торгов является то, что цену можно прописывать только 1 раз, то есть, фактически, у претендента на выигрыш не будет возможности торговаться и менять свою заявленную стоимость товара (или услуги), даже если он передумал.
В котировках ни для заказчика, ни для исполнителей не имеет значение ни стаж, ни опыт фирмы поставщика, а только заявленная цена.
А вот в открытом конкурсе или запросе предложений заказчик уже оценивает конкурентов по множеству критериев:
- цена;
- качественные характеристики;
- опыт на рынке;
- срок поставки;
- награды, сертификаты и прочие заслуги.
Внимание! Обычно, по правилам, заказчик должен изначально указать все критерии, по которым он будет выбирать претендентов, для того, чтобы последние, могли оценивать свои силы и возможности для участия.
Но такие тендеры, как запрос предложений и открытый конкурс, присуще скорее коммерческим заказчикам.
«Инструкции» для новичков государственных закупок
В виде подробной инструкции выступают Законы Российской Федерации, детально регламентирующие деятельность субъектов государственных торгов. К таким Законам относятся:
- Федеральный закон №44 – ФЗ;
- Федеральный закон № 223-ФЗ.
Федеральный закон №44 – ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» от 05 апреля 2013 года. Данный закон является основой регламентации порядка осуществления закупок товаров, работ и услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, а так же заключения контрактов и их исполнения.
Федеральный закон № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» от 18 июля 2011 года (изм. 01 июля 2021 года).
На основе данного закона «торгуются» муниципальные унитарные предприятия, автономные некоммерческие организации, и другие организации, которые считаются коммерческими, однако государство очень активно вмешивается и контролирует их деятельность, в том числе, и закупки.
Фактически, Федеральный Закон №223 – ФЗ обязует заказчика создавать свое уникальное положение для каждой определенной закупки. То есть, фактически, он имеет право придумать свои условия проведения торгов.
Естественно, в рамках Закона. Согласно ФЗ № 223 – ФЗ, заказчик обязан опубликовать закупку на всеобщее обозрение, чтобы она была доступна для всех поставщиков.
И важным фактом является то, что в условии торгов не должно быть ограничения в конкуренции.
Грядущие изменения в Федеральном законе №44-ФЗ и №223-ФЗ
21 декабря 2021 года, в третьем чтении, был принят Законопроект по внесению изменений в Федеральный Закон №44-ФЗ. Так, с 1 июля 2021 года заказчики были вправе определять поставщиков (подрядчиков, исполнителей) путем проведения следующих видов торгов в электронной форме:
- открытого конкурса
- конкурса с ограниченным участием
- двухэтапного конкурса
- запроса предложений в электронной форме
- запроса котировок
А с 1 января 2021 года все заказчики обязаны будут проводить все закупки в электронной форме.
Причем, по решению Правительства, закрытые закупки так же могут быть проведены в электронной форме.
https://www.youtube.com/watch?v=5cshgsIFVEI
При том, что наша страна активно переходит на электронную систематизацию, такое нововведение легко объяснимо и понятно.
Теперь для участия в запросе котировок не нужно будет доставлять конверт с заявкой лично, можно будет сэкономить на услугах курьера. А так же, не нужно будет больше переживать за целостность документа.
То есть, данное нововведение не только облегчает (с какой-то стороны) жизнь участников торгов, но и добавляет безопасность и прозрачность в саму систему государственных закупок.
А так же, с 1 января 2021 года все реестры различных площадок объединят в один единый реестр участников закупок.
С 1 января по 31 декабря 2021 года все аккредитованные ранее на электронных торговых площадках участники закупок, для участия в электронных процедурах, будут обязаны пройти регистрацию в единой регистрационной системе.
Данное нововведение сможет показать общую картину активности участников государственных закупок, а так же усилит контроль над их деятельностью.
С 1 января 2021 года участник государственных закупок будет вправе решать, каким именно образом вносить обеспечение: денежными средствами или банковской гарантией.
Такое изменение в законе должно очень помочь поставщикам, потому что банковские гарантии будут «дешевле», чем оплата реальными денежными средствами.
Вообще при появлении банковских гарантий рынок будет все больше удешевляться и сама стоимость банковской гарантии будет не больше 1,5% за внесение обеспечения. Следовательно, это будет очень выгодный инструмент для предпринимателей.
Что же качается грядущих изменений в Законе № 223 – ФЗ, то их немного. Самым значимым является то, что с 1 января 2021 года заказчик будет обязан публично ранжировать закупки (которые будет проводить в бумажной и в электронной форме).
Как? С чего начать?
Для того чтобы получить свой первый государственный заказ, необходимо в первую очередь, как минимум, быть Индивидуальным Предпринимателем. Если же обычный гражданин (физическое лицо) изъявил желание участвовать в государственных закупках, ему обязательно необходимо обратиться в Налоговые Органы для регистрации себя в качестве ИП.
Во-вторых, индивидуальному предпринимателю, необходимо будет приобрести ЭЦП (электронную цифровую подпись).
Если потенциальный участок тендера является индивидуальным предпринимателем и уже имеет ЭЦП, он может начать поиск своей первой государственной закупки. Для этого ему необходимо зайти на официальный единый сайт государственных закупок http://zakupki.gov.ru/
При желании, можно начать с мониторинга. Для этого, слева страницы, выбираем вкладку «Закупки». Далее, можно нажать на ссылку «расширенный поиск» и в строку поисковика вбить наименование товара или услуги, которой Вы располагаете. При этом система дает возможность выбрать временной период, за который пользователь желает просмотреть результаты закупок.
Внимание! Все государственные закупки (как действующие, так и завершенные) носят абсолютно прозрачную систему! То есть каждый гражданин может совершенно свободно отслеживать хоть каждую государственную закупку.
Для того чтобы новичку вообще понять, сможет ли он осилить свой первый государственный заказ, ему нужно будет проанализировать схожие, уже состоявшиеся закупки. А именно, обратить особое внимание на следующие моменты:
- техническое задание
- протоколы
- оценить заявленные сроки
- рассмотреть критерий оплаты товара (предоплата или постоплата). И соответственно, подумать, устроит ли такая система в будущем.
Совет: самый первый государственный заказ лучше оформлять на небольшую сумму, чтобы точно быть уверенным в его выполнении. А затем, набравшись опыта, переходить на более дорогостоящие закупки.
Оценив все данные в совокупности, новичок сможет реально оценить свою конкурентоспособность по конкретному направлению.
Внимание! Обязательным условием для участия в государственных закупках для индивидуального предпринимателя является отсутствие задолженности или недоимки по налогам!
Следует максимально ответственно отнестись к требованиям для участников. Например, внимательно прочитать условия закупки и оценить всю конкурсную документацию.
Если потенциальный участник посчитает, что не успеет подготовить соответствующие документы, то и подавать заявку не стоит.
Так как при несоблюдении условий, индивидуальный предприниматель может попасть в черный список, и на этом его деятельность в сфере государственных закупок закончится, так и не успевши начаться.
https://www.youtube.com/watch?v=m0FCICKS8tQ
Во всей тонкостях закупок индивидуальному предпринимателю не сложно разобраться самостоятельно. Однако же, если у него нет на это времени, сил, возможно, желания (что странно), то всегда можно обратиться к посредникам.
Существует огромное количество фирм, готовых помочь в работе с государственными закупками. Фирмы – посредники зарабатывают на том, что, фактически, делают всю работу за ИП или ООО. Прайс таких услуг варьируется от 3000 вплоть до 150000 рублей.
Конечно, цена устанавливается пропорционально масштабу работы.
Какие документы нужны ИП для участия в государственных торгах
Конечно, для любой процедуры необходим определенный минимальный пакет документов. В частности, для участия в государственных закупках, новичку нужно иметь при себе как минимум:
- документы о компании или индивидуальном предпринимателе (а именно: наименование, адрес, ИНН, свидетельство о государственной регистрации);
- выписка из ЕГРЮЛ или ЕГРИП;
- учредительные документы и их нотариально заверенные копии;
- справка об отсутствии налоговой задолженности;
- документ, подтверждающий полномочия директора;
- свидетельство ИHH (и его нотариально заверенная копия).
Для того чтобы «заявиться» на торги, участнику необходимо создать заявку. Данный документ так и называется «заявка на участие». Помимо основного (так скажем, стандартного) пакета документов, Законодательство Российской Федерации разрешает запрашивать и иные документы в рамках процесса государственных закупок.
Невозможно точно определить и предугадать печень запрашиваемой документации для той или иной закупки, ведь заказчик вправе запросить «бумагу» по своему усмотрению. Игнорировать такие требования никак нельзя.
Поэтому, подавая заявку на участие, предприниматель должен объективно оценивать свои возможности. Это касается не только вопросов бизнеса, но и личностных качеств: таких как ответственность, добросовестность, честность.
Внимание! Не стоит подавать заявку на закупку в том случае, если участник не уверен, что сможет предоставить полный пакет требуемых документов в поставленный срок!
Видео:🔴 Основы 223 ФЗ за 15 мин + СТРАХИ и проблемы. Отличие от 44 ФЗ / Тендеры по 223 ФЗ / Закупки 223Скачать
Основы закупки по закону 223-ФЗ для новичков | Контур.Закупки
Особенность закона 223-ФЗ в том, что он устанавливает лишь определенные рамки, внутри которых заказчику дается свобода выбора. Но если для опытных закупщиков это благо, то у начинающих из-за этого возникает множество вопросов. В этом материале мы постарались легко и доступно изложить базовую информацию о проведении корпоративных закупок.
Отличие от 44-ФЗ
Строгий закон 44-ФЗ, по которому обязаны проводить закупки государственные и муниципальные заказчики, порождает гораздо меньше выбора. В отличие от него, работа по 223-ФЗ предполагает:
- что заказчики самостоятельно разрабатывают правила проведения закупочных процедур, которые прописывают в Положении о закупке;
- что лицом, которому поручены закупки, может быть любой специалист организации (профильного образования не требуется);
- что торги могут быть организованы на любых электронных торговых площадках (их насчитывается более 150).
На кого распространяется закон 223-ФЗ
Если упростить положения пункта 2 статьи 1 закона 223-ФЗ и изложить их доступным языком, то всех заказчиков можно разделить на три группы:
Регистрация в ЕРУЗ ЕИС
С 1 января 2021 года для участия в торгах по 44-ФЗ, 223-ФЗ и 615-ПП обязательна регистрация в реестре ЕРУЗ (Единый реестр участников закупок) на портале ЕИС (Единая информационная система) в сфере закупок zakupki.gov.ru.
Мы оказываем услугу по регистрации в ЕРУЗ в ЕИС:
Заказать регистрацию в ЕИС
- Государственные компании и корпорации, субъекты естественных монополий. Доля участия государства в таких организациях – более 50%.
- Дочерние компании указанных в пункте 1 организаций, в которых доля государственного родителя составляет более 50%. А также дочки самих дочерних компаний на тех же условиях.
- Государственные и муниципальные унитарные предприятия и бюджетные учреждения — в части закупок на собственные доходы либо полученные гранты, а также в случаях, когда они сами являются исполнителями контрактов и привлекают по договору третьих лиц.
Подготовка к закупочной деятельности
Прежде чем проводить закупки, заказчику можно пройти подготовительный этап. Он состоит из нескольких шагов:
- Получение электронной цифровой подписи. Для этого нужно обратиться в любой удостоверяющий центр, выдающий кап для торгов.
- Регистрация на сайте госзакупок zakupki.gov.ru.
- Разработка и утверждение Положения о закупке.
- Составление плана закупок и публикации его в ЕИС (на сайте госзакупок).
- Знакомство с личным кабинетом ЕИС и его настройка.
Что касается Положения о закупке по 223-ФЗ, то в нем нужно предусмотреть следующее:
- Применяемые заказчиком способы определения поставщика.
- Порядок проведения процедур.
- Все, что касается сроков.
- Критерии оценки поставщиков.
- Порядок заключения, изменения и расторжения контракта.
- Порядок оплаты.
- Ответственность сторон и порядок разрешения спорных ситуаций.
Публикация сведений в ЕИС
Закон 223-ФЗ требует от заказчика разместите в ЕИС не только Положение о закупке, но и другие документы:
- планы закупки,
- извещения о закупке,
- документацию, в том числе проект договора,
- протоколы, которые составляются в ходе закупки.
Есть сведения, которые в ЕИС размещать нельзя. Это информация о закупках:
- связанных с государственной тайной;
- включенных в перечень из распоряжения Правительства № 2027-р.
Кроме того, у заказчика есть право не публиковать в ЕИС информацию о закупках, если цена договора меньше 100 тыс. рублей.
А если выручка более 5 млрд рублей в год, то можно не размещать закупки с ценой до 500 тыс. рублей.
С 2021 года разрешено не публиковать сведения и о некоторых других закупках, связанных с управлением недвижимостью и размещением денежных средств на вкладах и депозитах.
Самое важное для заказчика
Главное, о чем нужно помнить — необходимость размещения Положения о закупке в ЕИС. Если этого не сделать, то заказчик потеряет право закупаться по 223-ФЗ. В этом случае его закупочная деятельность будет регламентироваться законом 44-ФЗ.
Еще один важный момент — соблюдать все установленные сроки. Они таковы:
- Положение о закупке, а также его изменения, нужно разместить в ЕИС в течение 15 дней с даты утверждения;
- на размещение извещения о закупке дается 20 дней до даты окончания приема заявок;
- на размещение изменений в извещение — 3 дня;
- размещение документации закупки производятся вместе с публикацией извещения;
- разъяснения, которые заказчик дает на запросы участников, публикуются не позже 3 дней с даты поступления запроса;
- протоколы, которые составляются в ходе закупки, нужно разместить в течение 3 дней;
- на публикацию подписанного договора дается 3 дня;
- изменения, внесенные в договор, размещаются не позже 10 дней;
- ежемесячный отчет о закупке по 223-ФЗ — не позже 10 числа (за прошедший месяц);
- раз в год — до 1 февраля года, следующего за отчетным — заказчик размещает отчет о закупке у субъектов МСП.
Также установлены минимальные сроки для приема заявок от участников. Они варьируются в зависимости от типа процедуры и того, относится ли поставщик к субъектам малого и среднего предпринимательства. Эти сроки мы представили в следующей таблице.
Таблица. Минимальные сроки на подачу заявок
Срок / условия для МСП | Срок для прочих участников |
Конкурс, аукцион | |
| 7 дней |
Запрос котировок | |
4 рабочих дня. Цена не должна быть более 7 млн рублей | 5 рабочих дней |
Запрос предложений | |
5 рабочих дней. Цена не должна быть более 15 млн рублей | 7 рабочих дней |
Видео:Введение в 223-ФЗ: основные положения, участники и способы закупок, реальные примеры торговСкачать
Описание объекта закупки по 223-ФЗ: что нужно знать заказчику на подготовительном этапе
В чем суть закона 223-ФЗ? В чем заключается подготовка к закупочной деятельности? Самое важное для заказчика – положение о закупке в ЕИС. Описание объекта закупки по 223-ФЗ. Как использовать товарные знаки при описании продукции? Как составить техническое задание?
Из этой статьи вы узнаете:
- В чем суть закона 223-ФЗ
- В чем заключается подготовка к закупочной деятельности
- Самое важное для заказчика – положение о закупке в ЕИС
- Описание объекта закупки по 223-ФЗ
- Как использовать товарные знаки при описании продукции
- Как составить техническое задание
Описание объекта закупки по 223-ФЗ – это один из важнейших этапов в процедуре подготовки и проведения любого тендера. Но как правильно сформировать требования к продукции, иногда не знают не то что новички, но и матерые участники закупок.
Правила описания объекта закупки по 223-ФЗ начали действовать с 01.07.2021 (ч. 6.1 ст. 3). Ранее законодатель оставлял заказчику определенную свободу в этом вопросе. Заказчик сам устанавливал правила, а единственной обязанностью было прописать их в положениях о закупках. Теперь описание объекта закупки 223-ФЗ регламентировано.
О законе 223-фз
- Основополагающие цели принятия закона 223-ФЗ.
Цель принятия данного закона состоит в получении возможности успешно регулировать и проводить мониторинг закупок. Если говорить более подробно, то 223-ФЗ обеспечивает:
- Полную прозрачность закупок, так как вся информация, в том числе цены и наименование продавца, должна находиться в открытом общем доступе.
- Высокоэффективное и рациональное с экономической точки зрения расходование финансов. Таким образом ограничивается ценовой диапазон покупок, за счет чего не допускается приобретение товаров и услуг по завышенной цене у одного поставщика.
- Возможность участия в конкурсе на поставку товаров физических, любых юридических лиц и ИП. Это открывает новые возможности мелким предприятиям, поскольку до принятия 223-ФЗ они не могли поставлять товары и предоставлять услуги крупным компаниям.
- Полное равноправие всех участников закупочных мероприятий и непредвзятое отношение к ним.
Принципы, установленные новым законом, позволили улучшить положение небольших компаний. Не менее важно, что 223-ФЗ обеспечивает прозрачность любых операций и диверсификацию поставщиков.
- Банковские гарантии, предусмотренные статьей 223 ФЗ.
223-ФЗ предусматривает три вида банковских обеспечений:
- Гарантия, получаемая поставщиком, готовым принять участие в аукционе/конкурсе. Она обеспечивает заявку участника на предоставление объекта.
- Банковская гарантия возврата авансового платежа.
- Гарантия, призванная обеспечить выполнение условий договора по госзакупкам.
- Порядок организации закупочных мероприятий в рамках 223-ФЗ.
Чтобы провести конкурс на предоставление продукции или услуг по закону 223-ФЗ, необходимо:
- оформить цифровую подпись;
- зарегистрироваться на официальном сайте государственных услуг;
- пройти регистрацию на сайте zakupki.gov.ru;
- подготовить положение о закупках;
- осмыслить, составить и разместить документацию с планом проведения конкурса и описанием требуемых объектов;
- настроить личный профиль на сайте госзакупок;
- предоставить все необходимые документы сторонам, участвующим в сделке;
- провести конкурс;
- подписать контракт с победителем.
- Отличие 223-ФЗ от 44-ФЗ.
Закон 44-ФЗ более строг по сравнению с законом 223-ФЗ и устанавливает правила закупок для государственных и муниципальных заказчиков. Он предполагает значительно меньший выбор партнеров и объектов, тогда как работа по закону 223-ФЗ дает возможность:
- заказчикам самим устанавливать правила проведения закупки, фиксируемые в соответствующем положении;
- любому специалисту организации выступать в роли лица, ответственного за закупки, вне зависимости от его образования;
- проводить торги на любых электронных торговых площадках – всего существует более 150 таких платформ.
- На кого распространяется закон 223-ФЗ.
В соответствии с положениями п. 2 ст. 1 223-ФЗ, все заказчики делятся на несколько групп:
- Государственные компании и корпорации, субъекты естественных монополий, где доля участия государства превышает 50 %.
- Дочерние компании указанных выше организаций, в которых доля государства находится на уровне выше 50 %. Кроме того, в эту группу относятся «дочки» самих дочерних компаний при соблюдении аналогичных условий.
- Государственные и муниципальные унитарные предприятия и бюджетные учреждения могут участвовать в закупках за счет средств собственных доходов или полученных грантов либо когда они сами являются исполнителями контрактов и привлекают к работам третьих лиц.
Самое важное для заказчика – положение о закупке в ЕИС
Положение о закупке объектов обязательно должно быть размещено в ЕИС. В противном случае заказчик не имеет права закупаться по закону 223-ФЗ и должен действовать в соответствии с законом 44-ФЗ.
Кроме того, существуют минимальные сроки для приема заявок на предоставление объектов от участников. Они зависят от процедуры и типа поставщика, так как он может относиться к субъектам малого и среднего предпринимательства.
Описание объекта закупки по 223-ФЗ
Согласно правилам описания объекта закупки по 223-ФЗ, в данном документе необходимо указать:
- функциональные характеристики объекта (способность выполнить основную функцию, добиться требуемого результата);
- технические и качественные свойства, а именно параметры, физические величины, регламент и порядок выполнения работ, соответствие стандартным требованиям;
- эксплуатационные параметры объекта, такие как качества, характеризующие надежность и работоспособность: прочность, долговечность, пр.;
- требования по безопасности (соответствие стандартам, СанПиН);
- описание упаковки;
- порядок отгрузки;
- результаты работы или оказания услуг.
Важно, чтобы установленные в описании объекта требования подходили под технические регламенты и документы о стандартизации, то есть ГОСТы, СанПиНы. Заказчик имеет право выдвигать в описании свои условия, но он должен их обосновать в документации (ч. 10 ст. 4).
При описании товаров, работ и услуг существует ограничение по использованию:
- товарных знаков;
- знаков обслуживания;
- фирменных наименований;
- патентов;
- промышленных образцов;
- указания страны происхождения.
Кроме того, в описании объекта не могут упоминаться любые другие требования, если они способны негативно отразиться на конкуренции.
Как использовать товарные знаки при описании продукции
Статья 1477 ГК РФ устанавливает, что товарный знак – это обозначение, которое обеспечивает индивидуализацию товаров. Такое описание может быть представлено в словесной форме либо в виде изображения.
https://www.youtube.com/watch?v=GjG2eiqk6to
Описание объекта закупки по 223-ФЗ 2021 может включать в себя товарный знак, когда не существует другого способа четкого представления требований, то есть в таких случаях:
- Описание включает в себя товарный знак с формулировкой «или эквивалент», причем в описании объекта должны быть указаны критерии эквивалентности. Тогда поставщик имеет право предложить товар другой марки, при условии, что он выполняет все установленные требования. Для этого он должен указать в заявке марку и характеристики своего товара.
- Продукция других марок несовместима с имеющейся у заказчика.
- Производится заказ запчастей и расходных материалов.
- В описании идет речь о товарах, необходимых для выполнения госконтракта.
- Данное требование прописано в условиях международных договоров.
Важно! Если описание объекта содержит марку без формулировки «или эквивалент», поставка аналогичной продукции оказывается невозможной. Иными словами, поставщик должен предоставить товар марки, соответствующей требованиям, указанным в описании.
Процедура отменяется, если контрольные органы установили, что требования заказчика в описании объекта не допускают конкуренцию.
Как составить техническое задание
Техническое задание по 223-ФЗ является одной из частей необходимой документации и включает в себя ключевые требования к закупаемым товарам, осуществляемым работам и услугам. Пример описания объекта закупки по 223-ФЗ будет рассмотрен ниже.
При составлении документа обязательно выполняются такие правила: описание должно быть объективным, понятным, не содержать в себе противоречий.
Одновременно не могут закупаться технологически и функционально не связанные товары, а также услуги, требующие лицензии и оказываемые без нее (ст. 17 закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ).
В описании объекта по 223-ФЗ необходимо предоставить следующие данные:
- характеристики ТРУ, диапазон характеристик продукции, если требуется, допускается использование изображений, чертежей, эскизов;
- объем товаров, услуг, работ;
- тара, упаковка;
- сроки поставки и график осуществления работ;
- необходимость монтажа и наладки;
- сроки оказания услуг по гарантии;
- ссылка на используемые документы о стандартизации, техническом регулировании.
Ниже представлен образец описания объекта закупки по 223-ФЗ:
Подводя итог, нужно отметить, что 223-ФЗ позволяет небольшим предприятиям принимать участие в конкурсах крупных корпораций на предоставление товаров. Данный закон устанавливает относительно простые правила и несложную систему подачи электронных заявок, за счет чего упрощается борьба за возможность поставки товаров или услуг.
🔍 Видео
Подробный разбор 44-ФЗ для новичков в госзакупках!Скачать
223-ФЗ для начинающих: просто о сложномСкачать
🔴 РАЗВОД НА ТЕНДЕРАХ / Заказчик кинул на 223.000 / Схема развода по 223 ФЗ / Тендеры для начинающихСкачать
Все, что вам нужно знать о 223-ФЗ для начинающихСкачать
Подробный разбор 223-ФЗ! Почему не стоит его бояться?Скачать
Подготовка заявки на участие в тендере по 223-ФЗСкачать
Введение в закупки: Закупки по Закону № 223-ФЗ (корпоративные закупки), 5/7Скачать
В чем разница между 44-ФЗ и 223-ФЗСкачать
План закупки по Закону № 223-ФЗ: минимально необходимые требования к ТРУ, 02.06.2022Скачать
Введение в закупки: Закупки по Закону № 223-ФЗ (корпоративные закупки), 5/7Скачать
Урок 1. Основы тендеров и госзакупок. 44 ФЗ, 223 ФЗСкачать
Участие в тендерах по 223 ФЗ - просто о сложном для начинающихСкачать
Введение в закупки: Способы закупок по Закону № 44-ФЗ: основные виды и различия, 4/7Скачать
Введение в закупки: Закупки по Закону № 223-ФЗ (корпоративные закупки), 5/7 - 2021Скачать
1 Работа в ЕИС Пошаговое руководство для начинающих 2 Закупки у СМСП Открытая консультация 223Скачать
ГОСЗАКУПКИ по 223 ФЗ. ЗАПРОС КОТИРОВОК в 2022 году. Запрос котировок по 223 ФЗ.Скачать