Закон 44-ФЗ весьма строго регламентирует все действия заказчиков. За его нарушение грозит административная ответственность. А некоторые действия должностных лиц могут повлечь преследование по статьям Уголовного кодекса. Рассмотрим, какая ответственность наступит в разных ситуациях.
- Нарушения при планировании
- Нарушения при определении способ проведения закупки
- Нарушения при проведении закупок
- Нарушения при заключении контракта и его изменении
- Иные правонарушения
- Уголовная ответственность
- Привлечение должностных лиц заказчика к административной ответственности за включение в план-график закупок нмцк по 44 фз — Правовой мир
- Наказание за нарушения при планировании
- Штрафы 44 ФЗ, таблица 2021 года
- Является ли нарушением и если да, то как наказывается несоответствие вида расходов и индивидуального кода закупки указанным в плане и плане-графике, когда изменения в последние не внесены по техническим причинам?
- Ответственность за необоснование или неправильное обоснование начальной максимальной цены контракта по 44-ФЗ
- Решение и предписание по делу № эа – 154/2021 о нарушении законодательства о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд
- Штрафы по 44 ФЗ
- Основные изменения в 44 ФЗ в 2021 году
- Какие бывают штрафы по 44 ФЗ
- Ответственность за нарушение условий контракта
- Штрафы для заказчиков
- Штрафы для поставщиков
- Наказание за срыв сроков
- Таблица штрафов по 44 ФЗ в 2021 году
- Скачать официальный текст закона №44
- Как оплатить штраф по 44 ФЗ
- Административная ответственность заказчика по госконтракту за нарушение сроков оплаты | Адвокат Мугин Александр
- Ответственность заказчика
- Привлечение к административной ответственности руководителя заказчика за нарушение сроков оплаты
- 🎥 Видео
Нарушения при планировании
Если заказчик допускает нарушение порядка планирования закупок, ему грозит ответственность по статье 7.29.3 КоАП. Так, если он ошибется при составлении плана-графика или плана закупок, то уплатит штраф 20 000-50 000 рублей.
Под неправильным составлением плановых документов подразумевается включение в них позиций, которые не соответствуют целям закупочной деятельности либо нормативно-правовым актам. Или же указание необоснованной начальной цены контракта. А вот если будет нарушена форма обоснования НМЦК и объекта закупки, то штраф составит 10 000 рублей.
Регистрация в ЕРУЗ ЕИС
С 1 января 2021 года для участия в торгах по 44-ФЗ, 223-ФЗ и 615-ПП обязательна регистрация в реестре ЕРУЗ (Единый реестр участников закупок) на портале ЕИС (Единая информационная система) в сфере закупок zakupki.gov.ru.
Мы оказываем услугу по регистрации в ЕРУЗ в ЕИС:
Заказать регистрацию в ЕИС
Также в части планирования предусмотрены такие штрафы:
- за нарушение порядка и сроков проведения общественного обсуждения закупки — 30 000 рублей;
- за нарушение сроков размещения плановых документов в ЕИС — 5 000-30 000 рублей.
Нарушения при определении способ проведения закупки
Если заказчик допустит нарушение при выборе способа определения поставщика, это грозит ответственностью по статье 7.29 КоАП. Штраф составит:
- 30 000 рублей для должностного лица;
- 50 000 рублей для самого заказчика.
Например, такая ответственность наступит, если заказчик проведет запрос котировок при НМЦК более полумиллиона рублей. Или же если вопреки требованиям 44-ФЗ вместо конкурентной закупки он решит заключить договор с единственным поставщиком. То же самое грозит за проведение закрытых процедур вместо открытых или двухэтапного конкурса вместо обычного.
Аналогичное наказание последует и в том случае, если заказчик допустит нарушение при передаче документов в уполномоченный орган для согласования.
Нарушения при проведении закупок
За нарушение сроков размещения документов и информации по закупкам налагаются такие штрафы (статья 7.30 КоАП):
- По открытому конкурсу и аукциону:
- Срок размещения нарушен не более чем на 2 дня:
- штраф для должностного лица составит 5 000 рублей;
- для самого заказчика — 15 000 рублей.
- Срок размещения нарушен на 2 и более дня:
- ответственность должностного лица составит 30 000 рублей;
- юридического — 100 000 рублей.
- Срок размещения нарушен не более чем на 2 дня:
- По закупке у единственного поставщика, запросу котировок и запросу предложений:
- При задержке публикации не более чем на один день:
- штраф для специалиста заказчика составит 3 000 рублей;
- для самого заказчика — 10 000 рублей.
- При задержке более чем на день:
- штраф для должностного лица составить 15 000 рублей;
- для заказчика — 50 000 рублей.
- При задержке публикации не более чем на один день:
Если в ходе аукциона или открытого конкурса размещались в или направлялись недостоверные данные или документы, штраф для должностного лица составит 15 000 рублей, а для заказчика — 50 000 рублей. Аналогичное наказание последует и за нарушение при приеме заявок от участников и запросов на разъяснения по этим процедурам.
https://www.youtube.com/watch?v=wbDoAjsmSsE
Если по закупке вынесено предписание, но оно не исполнено, должностное лицо поплатиться суммой 30 000 рублей. Такой же штраф будет наложен за невключение закупки в план-график и за то, что приглашение к процедуре размещено в ЕИС ранее, чем по прошествии 10 дней после внесения изменения в этот документ.
Существуют штрафы и за нарушения в части рассмотрения заявок. За неправомерное отклонение заявки участника либо, наоборот, за допущение участника, который не соответствует требованиям 44-ФЗ, штраф составит 1% от НМЦК.
При этом минимальная сумма — 5 000 рублей, а максимальная — 30 000 рублей.
Аналогичное наказание наступит и вследствие нарушения заказчиком порядка открытия доступа к заявкам, их рассмотрения, установление неправомерных требований, неверного размера обеспечения заявки или контракта.
Если протокол закупки составлен с нарушениями, будет наложен штраф в размере 10 000 рублей.
За неразмещение в ЕИС информации и документов о процедуре полагаются такие санкции:
- для специалиста заказчика — 50 000 рублей;
- для него самого — 500 000 рублей.
Отдельно предусмотрены штрафы за нарушения при рассмотрении заявок на участие в запросе котировок и предложений.
Если такие заявки будут неправомерно отклонены или, наоборот, будут допущены участники, не соответствующие требованиям закона, штраф составит 5% от НМЦК, но не менее 30 000 рублей.
Аналогичное наказание последует и за допущение нарушений при рассмотрении заявок на эти процедуры.
Если заказчик установил в документации требования к объекту закупки, которые ограничивают конкуренцию, или включил в один лот несвязные объекты, то штраф составит 1% от НМЦК. При этом минимальная его сумма — 10 000 рублей, а максимальная — 50 000 рублей.
Если документация по закупке содержала нарушение, а заказчик ее утвердил, штраф для него составит 3 000 рублей.
Протоколы закупки нужно подписывать вовремя, иначе штраф составит:
- при задержке менее 2 рабочих дней — 3 000 рублей;
- при боле длительной задержке — 30 000 рублей.
Ну и, наконец, суммой в 50 000 рублей заказчик поплатится, если проведет меньше закупок у СМП и СОНО, чем ему положено законодательством.
Нарушения при заключении контракта и его изменении
Довольно крупные штрафы грозят заказчику по статье 7.32 КоАП за нарушения, связанные с порядком заключения контракта и внесения в него изменений. Так, если заключить контракт на условиях, отличных от проекта, то штраф составит 1% от НМЦК, а его предельные значения будут таковы:
- для должностного лица 5 000-30 000 рублей;
- для юридического лица 50 000-300 000 рублей.
Если же из-за этого возникнут дополнительные расходы либо это приведет к уменьшению объема товаров (услуг), поставленных по контракту, то штраф будет равен двойному размеру этих расходов.
Есть штраф и за нарушение срока заключения контракта — 50 000 рублей.
Теперь что касается изменения и расторжения контракта:
- Если изменения внесены в обход 44-ФЗ, то штраф для должностных и юридических лиц соответственно составит 20 000 и 200 000 рублей соответственно.
- Если контракт расторгнут сторонами или в одностороннем порядке с нарушением норм закона, то сумма штрафа для должностного лица составить 50 000 рублей, от юридического — 200 000 рублей.
За действия или бездействие заказчика, в результате которых контракт не был исполнен либо был причинен вред, будет наложен такой штраф:
- Для должностного лица — 5-15% от суммы неисполненных обязательств, но не менее 30 000 рублей. В качестве альтернативного варианта может быть назначена дисквалификация сроком до двух лет.
- Для заказчика — штраф в размере от однократной до трехкратной стоимости невыполненных обязательств. Минимальный штраф — 300 000 рублей.
При приемке товара заказчик проводит экспертизу, составляет документ о приемке либо об отказе. Если эти процедуры нарушены, то штраф составит 20 000 рублей. А вот если заказчик примет объект, который не соответствует требованиям контракта, сумма штрафа составит 20 000-50 000 рублей.
Иные правонарушения
Заказчики должны передавать сведения о заключенных контрактах в Реестр контрактов. Кроме того, в отношении поставщиков, чьи действия были недобросовестными, заказчики обязаны передавать данные в контролирующий орган для включения в РНП.
Если заказчик передаст в реестр ложную информацию о поставщике, на него будет наложен штраф в сумме 50 000 рублей. Если же он не направит данные для включения в РНП или реестр контрактов, то сумма штрафа составит 20 000 рублей.
Кроме того, существуют штрафы и за нарушение порядка возврата обеспечения:
- если возврат задержан более чем на 3 рабочих дня:
- штраф для должностного лица составит 5 000 рублей;
- штраф для заказчика — 30 000 рублей;
- если задержать возврат обеспечения на срок более трех рабочих дней:
- штраф для специалиста заказчика составит 15 000 рублей;
- штраф для заказчика — 90 000 рублей.
Уголовная ответственность
Уголовная ответственность грозит не за нарушение закупочного законодательства, а за мошенничество, превышение должностных полномочий, взятки. К сожалению, такие явления не редкостью в закупках.
Например, за определенное вознаграждение специалист заказчика предоставляет участнику закупки преференции, и тот получает контракт. Или же осуществляется приемка услуги, которая не была оказана. Бюджетные средства переводятся поставщику, а затем делятся между ним и заказчиком. Это уже не просто нарушения в процессе закупок, а настоящие преступления.
Уголовная ответственность в сфере закупок может наступать по таким основаниям:
- Статья 159 УК РФ «Мошенничество». Так может быть квалифицировано, например, хищение денег при проведении закупки. Наказание может составить до 10 лет лишения свободы.
- Статья 290 УК РФ «Получение взятки». Грозит, если представитель заказчика получает от участника вознаграждение в виде денег, имущества, ценных бумаг, услуг или любых других благ. Например, за то, что обещает ему победу в тендере. Наказание: лишение свободы сроком до 15 лет и штраф, в 70 раз превышающей взятку.
- Статья 291.1 УК РФ «Посредничество во взяточничестве». Грозит лицу, которое передаст взятку от участника представителю заказчика, примет участие в переговорах либо каким-то другим образом поспособствует этому процессу. Например, таким лицом может быть член закупочной комиссии. Наказание может составить до 7 лет лишения свободы, а штраф — 30-кратный размер взятки.
- Статья 285.1 УК РФ «Нецелевое расходование бюджетных средств». Уголовное наказание наступает при сумме нецелевых расходов более полутора миллионов рублей и составляет до 5 лет лишения свободы. Если трата менее этой суммы, то будет наложено административное наказание по статье 15.14 КоАП — дисквалификация либо штраф до 50 000 рублей.
Видео:Новые правила исчисления срока давности привлечения к административной ответственностиСкачать
Привлечение должностных лиц заказчика к административной ответственности за включение в план-график закупок нмцк по 44 фз — Правовой мир
Ошибки в планировании закупок — это одно из частых нарушений у заказчиков. В статье разбираемся, за какие нарушения в документах планирования заказчика могут наказать и приводим актуальную таблицу штрафов по 44 ФЗ в 2021 году.
В КоАП предусмотрены меры административной ответственности, направленные на исполнение действующих норм законодательства. Виды правонарушений в госзакупках для государственных и муниципальных нужд отражены в статьях 7.29-7.32.1, 7.32.5 КоАП.
К госзаказчику могут применить штрафы при нарушении следующих процедур:
Таблица всех штрафов и нарушений по КоАП в 2021 году предоставлена в статье «Штрафы для участников госзакупок в 2021 году».
Отметим, что, помимо административной, в статье 107 Закона о контрактной системе установлена дисциплинарная, гражданско-правовая и даже уголовная ответственность для заказчика. Случаи нарушений в госзакупках рассматриваются в Федеральной антимонопольной службе (ФАС), а также судебными органами.
Наказание за нарушения при планировании
Этап планирования заказчиком контролируют финансовые организации. Порядок установлен ч. 5 ст. 99 44-ФЗ 44-ФЗ (введено ППР от 12.12.2015 №1367). Контроль проводят:
- казначейство;
- региональные и местные финансовые организации;
- организации системы внебюджетных фондов.
Они рассматривают плановые документы заказчика и сопоставляют данные с реально выделенными деньгами. По результатам проверки финансовые органы ставят отметки в документах заказчика о соответствии или несоответствии информации по полученным данным. Если при этом контрольный орган выявит нарушение, заказчика могут наказать. После проверки заказчик может получить штраф за план график по 44 ФЗ.
https://www.youtube.com/watch?v=IdN7PWR1bfw
С этого же года осуществляется мониторинг госзакупок на основании ч. 1 ст. 97 44-ФЗ. Этим занимается Минфин.
Путём наблюдений и сбора информации о закупках, в том числе о плановых документах, проводится анализ обоснованности заказов (Постановление Правительства №1193).
В результате мониторинга и выявляется нарушение в сроках публикации документов планирования. Следовательно, должностное лицо получит штраф за несвоевременное размещение плана закупок.
Взыскания, предусмотренные за неправомерные действия заказчика при планировании закупок, в том числе и штраф за план закупок установлены в статье 7.29.3 КоАП.
Штрафы 44 ФЗ, таблица 2021 года
1 | Включение в план закупок или план-график объекта или объектов закупки, не соответствующих целям осуществления закупок или установленным законодательством Российской Федерации и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации о контрактной системе требованиям к закупаемым заказчиком товарам, работам, услугам или нормативным затратам, либо включение в план-график начальной (максимальной) цены госконтракта, в том числе заключаемого с единственным поставщиком, в отношении которой обоснование отсутствует или не соответствует требованиям, установленным законодательством Российской Федерации и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации о контрактной системе. | Часть 1 статьи 7.29.3 | Должностные лица — от 30 000 до 50 000 |
2 | Несоблюдение порядка или формы обоснования НМЦК, обоснования объекта закупки (за исключением его описания). | Часть 2 статьи 7.29.3 | Должностные лица — 10 000 |
3 | Нарушение срока утверждения плана закупок, плана-графика (вносимых в эти планы изменений) или срока размещения плана закупок, плана-графика (вносимых в эти планы изменений) в ЕИС. | Часть 4 статьи 7.29.3 | Должностные лица — от 5000 до 30 000 |
Является ли нарушением и если да, то как наказывается несоответствие вида расходов и индивидуального кода закупки указанным в плане и плане-графике, когда изменения в последние не внесены по техническим причинам?
Муниципальный заказчик осуществил новую закупку на основании п. 4 ч. 1 ст. 93 Закона № 44-ФЗ. Код вида расхода, КБК и индивидуальный код закупки отличаются от указанных в плане закупок и плане-графике. Закупка осуществлена сверх годового объема закупок по указанному основанию, отраженному в плане-графике. Изменения не внесены по техническим причинам.
Является ли это нарушением? Какая ответственность установлена?
В ч. 1 ст. 21 Закона № 44-ФЗ сказано, что планы-графики являются основанием для осуществления закупок. Заказчики осуществляют закупки в соответствии с информацией, включенной в планы-графики. С 1 января 2021 года закупки, не предусмотренные планами-графиками, не могут быть осуществлены (ч. 11 ст. 21, ч. 3 ст. 114 Закона № 44-ФЗ).
Согласно ч. 14 ст. 21 Закона № 44-ФЗ, внесение изменений в план-график по каждому объекту закупки может осуществляться не позднее чем за 10 дней до дня размещения в ЕИС извещения об осуществлении соответствующей закупки или направления приглашения принять участие в определении контрагента закрытым способом.
Пунктом 11 Требований к формированию, утверждению и ведению плана-графика закупок товаров, работ, услуг для обеспечения нужд субъекта Российской Федерации и муниципальных нужд, утвержденных постановлением Правительства РФ от 05.06.
2015 № 554, предусмотрена необходимость внесения изменений в план- график закупок по каждому объекту закупки не позднее чем за 10 дней до даты заключения контракта, в случае если в соответствии с Законом № 44-ФЗ не предусмотрено размещение извещения об осуществлении закупки или направление приглашения принять участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя). Это касается и закупок, осуществляемых на основании п. 4 ч. 1 ст. 93 Закона № 44-ФЗ (ч. 2 ст. 93 данного закона).
Буквально из приведенных норм следует, что в случае внесения в план-график изменений, связанных с объектом закупки, которую планируется осуществить на основании п. 4 ч. 1 ст. 93 Закона № 44-ФЗ, соответствующий контракт может быть заключен не ранее чем через 10 календарных дней с даты внесения таких изменений.
Однако, на наш взгляд, соблюдение установленного ч. 14 ст. 21 Закона № 44-ФЗ десятидневного срока применительно к закупкам, осуществляемым на основании п. 4 ч. 1 ст.
93 Закона № 44-ФЗ, целесообразно не во всех случаях, а лишь если в связи с осуществлением указанной закупки заказчиком будет превышен отраженный в плане-графике (до внесения в него изменений) годовой объем закупок по основанию, предусмотренному п. 4 ч. 1 ст. 93 Закона № 44-ФЗ.
В рассматриваемой ситуации осуществление новой закупки по основанию, предусмотренному п. 4 ч. 1 ст. 93 Закона № 44-ФЗ, связано с увеличением годового объема таких закупок, указанного в плане-графике.
Иными словами, до осуществления закупки заказчик должен был отразить в плане-графике изменения, из которых следовало бы, что закупка запланирована им.
https://www.youtube.com/watch?v=hcPtoI-WzMo
Причем заключить соответствующий контракт заказчик мог не ранее чем через 10 календарных дней с даты внесения изменений в план-график. Таким образом, в данном случае заказчик нарушил требования Закона № 44-ФЗ.
Как нам представляется, изложенные обстоятельства свидетельствуют о наличии оснований для привлечения должностного лица заказчика к административной ответственности за нарушение срока размещения плана закупок, плана-графика закупок (вносимых в эти планы изменений) в ЕИС (ч. 4 ст. 7.29.3 КоАП РФ, см. также письмо Министерства экономического развития РФ от 14.
03.2021 № Д28и-1207). Иных оснований для привлечения заказчика либо его должностных лиц к административной ответственности в приведенной ситуации мы не видим.
Принципиально нельзя исключить, что упомянутые в вопросе обстоятельства (технический сбой) могут быть учтены при решении вопроса о привлечении должностного лица заказчика к административной ответственности как смягчающие ответственность (ч. 2 ст. 4.2 КоАП РФ) либо свидетельствующие об отсутствии вины должностного лица (см.
, например, решение Управления Федеральной анти монопольной службы по Хабаровскому краю от 07.03.2021 № 36). Однако в рамках этой консультации вряд ли возможно оценить перспективу наступления неблагоприятных по- следствий в приведенной ситуации.
Алексей Александров и Надежда Верхова,
эксперты службы правового консалтинга ГАРАНТ
Ответственность за необоснование или неправильное обоснование начальной максимальной цены контракта по 44-ФЗ
Вопрос:
Добрый день! Предусмотрена ли административная ответственность за не обоснование начально-максимальной цены контракта по 44-ФЗ?
- Вопрос: №663 от: 2014-05-19.
Ответ:
При анализе норм действующего законодательства сложилась следующая ситуация.
В КоАП РФ напрямую существует только наказание за нарушение порядка определения начальной (максимальной) цены государственного контракта по государственному оборонному заказу или цены государственного контракта при размещении государственного оборонного заказа (статья 7.29.1. КоАП РФ).
Однако, существует ч. 4.2. ст. 7.30.
КоАП РФ — утверждение конкурсной документации, документации об аукционе, документации о проведении запроса предложений, определение содержания извещения о проведении запроса котировок с нарушением требований, предусмотренных законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок за исключением случаев, предусмотренных частями 4 и 4.1 настоящей статьи.
Санкция по вышеуказанной статье влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере трех тысяч рублей.
В Законе 44-ФЗ напрямую не указано, что расчет НМЦК входит в состав документации.
Вместе с тем, в предыдущем Законе 94-ФЗ в части 2 статьи 19.
1 было указано, что в конкурсной документации, в документации об открытом аукционе в электронной форме, извещении о проведении запроса котировок указывается обоснование начальной (максимальной) цены контракта (цены лота), содержащее полученные заказчиком информацию или расчеты и использованные заказчиком источники информации о ценах товаров, работ, услуг, в том числе путем указания соответствующих сайтов в сети «Интернет» или иного указания.
Вывод о том, что расчет (обоснование) НМЦК входит в состав документации можно сделать только из положений Приказа МЭР РФ от 2 октября 2013 г. N 567.
В силу п.1.4. Приказа МЭР РФ от 2 октября 2013 г. N 567 определение НМЦК производится при формировании плана-графика закупки, подготовке извещения об осуществлении закупки, документации о закупке. Результат определения НМЦК отражается в указанных документах.
По смыслу вышеизложенного, отсутствует административная статья в КоАП РФ напрямую указывающая, что неправильное обоснование или отсутствие обоснования НМЦК влечет административную ответственность, вместе с тем, существует ч. 4.2. ст. 7.30. КоАП РФ, которая указывает, что утверждение документации с нарушением требований законодательства влечет административную ответственность.
ВЫВОД: если исходить из того, что НМЦК является неотъемлемой частью документации, то ответственность за необоснование или неправильное обоснование начальной максимальной цены контракта по 44-ФЗ предусмотрена ч. 4.2. ст. 7.30. КоАП РФ.
Внимание! Информация, предоставленная в статье, актуальна на момент ее публикации.
Решение и предписание по делу № эа – 154/2021 о нарушении законодательства о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд
- по делу № ЭА – 154/2021 о нарушении
- законодательства о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд
- 12 февраля 2021 года г. Краснодар
- Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Краснодарскому краю по контролю в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд
рассмотрев жалобу Шаруды А.Б.
(далее – Заявитель) на действия МУП Приморско-Ахтарского городского поселения Приморско-Ахтарского района «Водоканал» при проведении электронного аукциона: «Поставка реагента для очистки воды» (извещение №0518600012418000001) в части нарушения Федерального закона от 05.04.
2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее Закон о контрактной системе),
УСТАНОВИЛА:
В Управление Федеральной антимонопольной службы по Краснодарскому краю поступила жалоба Заявителя о нарушении Закона о контрактной системе.
https://www.youtube.com/watch?v=Sbz0YUij6P4
Заявитель в жалобе указывает, что документация и Извещение электронного аукциона составлены с нарушениями Закона о контрактной системе. В нарушение ч.4 ст.65 Закона о контактной системе Заказчиком на поступивший запрос на разъяснения не дан ответ.
В Извещении и документации допущено разночтение при указании идентификационного кода закупки и информации о месте доставки товара, выполнения работ, оказания услуг. Цена контракта указана неверно. Заказчиком нарушены требования ч.4 ст.
4 Закона о контрактной системе документация размещена в формате, не обеспечивающем копирование фрагментов текста.
- Представителями Заказчика представлены извещение о проведении электронного аукциона, документация об электронном аукционе, заявки участников закупки, письменные пояснения по существу жалобы.
- Рассмотрев представленные материалы, выслушав пояснения, Комиссия пришла к следующим выводам.
- Заказчиком – МУП Приморско-Ахтарского городского поселения Приморско-Ахтарского района «Водоканал» проводился электронный аукцион: «Поставка реагента для очистки воды» (извещение №0518600012418000001).
- Начальная (максимальная) цена контракта – 7 339 200,00 руб.
Видео:Исчисляем срок привлечения к административной ответственности за несвоевременную уплату штрафаСкачать
Штрафы по 44 ФЗ
Федеральный закон № 44 регулирует взаимоотношения заказчика и поставщика услуг. Он устанавливает обязанности обеих сторон, а в случае нарушения договоренностей предусмотрены штрафы по 44 ФЗ. В 2021 году законопроект подвергся значительным изменениям.
Основные изменения в 44 ФЗ в 2021 году
Ненадлежащее исполнение сторонами условий контракта законодательно регулируется с 2013 года, когда проект был одобрен Госдумой. Последние правки в него внесли в 2021 году. Одним из главных новшеств стал переход на электронную форму закупок.
С 1 июля 2021 г. заказчики могли воспользоваться разными видами конкурсов, а уже с 1 января 2021 г. электронная форма стала единственно возможной. Это делает заключение контрактов проще и прозрачнее, но участники тендеров будут обязаны проходить аккредитацию и регистрацию в Единой информационной системе.
Введение электронной формы закупок предполагает дополнительные изменения в законопроект:
- обеспечение заявки будет осуществляться не только с использованием денежных средств, но и по банковской гарантии (нововведение позволяет увеличить число участников конкурса);
- обеспечение не будет требоваться, если сумма начальной максимальной цены контракта не превышает 5 млн. руб. Если она колеблется в пределах от 5 до 20 млн., требуется внести гарантию от 0.5 до 1% от начальной стоимости. Если максимальная цена превышает 20 млн., обеспечение может составить до 5%;
- следующее требование касается внесения обеспечения. Участников торгов обязали направлять средства на специальные счета, которые должны быть открыты в банках для этих целей. Каждый счет может использоваться только для одного контракта.
Неприятным нововведением стало то, что операторы электронных площадок были наделены правом взимания средств за участие в госзакупках. До этого участие в торгах было бесплатным.
Формула расчета штрафов по ФЗ 44
Какие бывают штрафы по 44 ФЗ
Далеко не всегда участники тендеров действуют строго в рамках установленных законодательством правил. Часто встречаются случаи, когда сами заказчики или поставщики услуг не выполняют взятые обязательства.
В этом случае КоАП (Кодекс об административных нарушениях) предусматривает пени и некоторые другие административные взыскания в отношении нарушителя. Встречаются два наиболее распространенных вида нарушений:
- неполное исполнение условий контракта, за что заказчик вправе требовать неустойку (товар либо услуга не совпадает с тем, что было указано в договоре);
- срыв сроков исполнения, за что также накладывается взыскание (если просрочка произошла по вине поставщика, а не заказчика).
Читать так же: Свидетели Иеговы: что говорит закон в 2021 году
Размеры штрафов устанавливают в зависимости от степени нарушения.
Ответственность за нарушение условий контракта
Поставщики обязаны в полной мере соблюдать условия, которые указаны в договоре. Не допускаются отклонения, поскольку они считаются нарушением. Расчет суммы штрафа происходит в процентном соотношении от стоимости самого тендера или применяются фиксированные взыскания.
https://www.youtube.com/watch?v=ix6Cf-l5ek8
Незащищенной до последних изменений в законодательстве оставалась сфера государственных торгов. Согласно поправкам теперь предусмотрена ответственность для:
- должностных лиц официальных ведомств;
- специализированных компаний;
- лиц, включенных в состав комиссии по реализации государственных закупок;
- операторов электронных площадок;
- всех участников сделки.
Нарушения суммируются, и сумма штрафа растет. Возможно расторжение контракта в случае несоблюдения его условий.
Штрафы для заказчиков
Нарушения встречаются не только со стороны поставщиков товаров или услуг, но и среди заказчиков, хотя и реже. Чаще всего происходят следующие несоблюдения установленных правил:
- неверный выбор способа определения исполнителя контракта;
- неправильная форма осуществления тендера;
- несоблюдение срока возврата средств, направленных на обеспечение торгов.
Минимальный штраф для должностных лиц составляет 5 тыс. руб. и может достигать нескольких сотен тысяч рублей для юридических лиц.
Штрафы для поставщиков
Наиболее крупный штраф предусмотрен для тех поставщиков, которые отказываются от подписания договора, если при этом объект контракта – оборонные товары, не имеющие аналогов, или поставщик – единственный, кто может обеспечить поставку товаров для оборонки в нужном объеме.
В этом случае штрафы устанавливают для должностных и для юридических лиц. Предприятию или компании придется заплатить до 1 млн. руб.
Поставщик обязан предоставить именно те товары, о которых идет речь в договоре. Например, нельзя передавать заказчику изделия, год которых отличается от установленного контрактом. В зависимости от тяжести нарушения предусмотрен штраф в размере от 5 до 15% от стоимости невыполненных обязательств.
Наказание за срыв сроков
На общую сумму штрафных санкций влияет длительность срыва сроков. За каждый день просрочки поставщику придется заплатить неустойку.
Если задержка составляет менее 2 суток, начисляется пеня в размере 3 тыс. руб. (кроме оборонных заказов, где даже за незначительную просрочку придется заплатить 30 тыс.).
В дальнейшем сумма взыскания будет расти. Закону обязаны следовать операторы электронных площадок, которым за несоблюдение периода блокировки назначат штраф в 15 тыс. руб.
Таблица штрафов по 44 ФЗ в 2021 году
За несоблюдение установленных законом правил и заказчику и поставщику услуг грозят серьезные санкции.
Ознакомьтесь с полным перечнем взысканий по 44 ФЗ.
Читать так же: ФЗ о тишине в 2021 году
Скачать официальный текст закона №44
Чтобы не оказаться в ситуации, в которой будут наложены штрафные санкции, необходимо следовать законодательным нормам и следить за последними изменениями редакций проекта. Для этого предлагаем скачать официальный текст закона №44.
Как оплатить штраф по 44 ФЗ
Заказчик, который не удовлетворен исполнением контракта (нарушены условия, сорваны сроки), имеет право обратиться в суд с требованием взыскать с поставщика неустойку. Сделать это нужно до истечения срока давности (3 года). Суд принимает решение, согласно которому нарушителя штрафуют, и выносит постановление о переводе на счет заказчика установленной суммы.
Федеральный закон №44 в полной мере регламентирует обязанности обеих сторон, участвующих в закупках. Нарушение установленных правил чревато внушительными денежными санкциями, как для заказчика, так и для поставщика.
Видео:Сроки давности по административным правонарушениям КоАП РФ - Адвокат по административным деламСкачать
Административная ответственность заказчика по госконтракту за нарушение сроков оплаты | Адвокат Мугин Александр
Статья будет особенно интересна поставщикам и подрядчикам (исполнителям) по государственным контрактам, как и предыдущая статья, продолжает серию публикаций о взыскании задолженности, только теперь речь пойдет о взыскании задолженности по оплате по госконтракту.
Ни для кого не секрет, что споры в сфере госзакупок явление частое. Не скажу, что заказчики всегда не правы, но поскольку чаще ко мне обращаются за юридической помощью именно подрядчики и поставщики, то примеров, когда заказчики совершенно необоснованно отказывают в оплате за выполненные работы (оказанные услуги) или поставленные товары, у меня предостаточно.
Вопрос с оплатой по госконтракту для поставщиков (подрядчиков, исполнителей) является основным, поскольку участвуют в закупках предприниматели, все же с целью извлечения прибыли. Заказчики же, зачастую манипулируют, пользуясь своим положением.
Достаточно часто проблемы с оплатой возникают, когда у заказчика меняется руководство, иногда новое начальство по объективным причинам не успевает разобраться с ситуацией на вверенном предприятии, иногда умышленно саботирует и выживает подрядчиков, обоснованно и необоснованно подозреваемых в нечестных договоренностях с предшественником.
https://www.youtube.com/watch?v=sU9Z_npC9Dc
Некоторые поставщики (подрядчики) сталкиваются с тем, что заказчик «учит» победителей за то, что те «влезли» не в свой контракт.
А уж сколько ко мне было обращений вроде: «исполнительный лист в казначействе лежит три года, что делать?» вообще не счесть.
Соответственно и мероприятий, направленных на взыскание задолженности по госконтрактам, в нашем арсенале также не мало.
С момента написания статьи «Что делать если администрация не платит…» прошло уже довольно много времени и летом 2021 года в кодекс об административных правонарушениях законодатель добавил нам еще один инструмент влияния на недобросовестных заказчиков, установив административную ответственность заказчика за неисполнение обязательств по оплате.
Причем если в предыдущей статье «Административная ответственность должника» речь шла об инструментах воздействия на должника, применить которые можно только после получения решения суда, то сейчас расскажу вам о том, как воздействовать на заказчика практически сразу после нарушения им обязанностей по оплате по госконтракту.
Ответственность заказчика
Ответственность заказчика по 44-фз за нарушение условий государственного контракта может быть не только гражданско-правовой, но и административно-правовой.
Многие руководители заказчиков, желая продемонстрировать свою исключительную важность и власть перед подрядчиком, задерживая оплату, обуславливая ее выполнением дополнительных работ, отказывая в оплате, необоснованного начисляя неустойки, даже не подозревают, что роют себе яму.
При этом иногда, еще на стадии заключения контракт,а заказчиком игнорируются и требования закона о включении в контракт обязательного условия об оплате заказчиком поставленного товар, выполненной работы, оказанной услуги, отдельных этапов исполнения контракта не более чем в течение пятнадцати рабочих дней с даты подписания заказчиком документа о приемке, в случае заключения контракта с субъектом малого предпринимательства.
С лета 2021 года за нарушение сроков и порядка оплаты товаров (работ, услуг) по госконтрактам предусмотрен штраф в размере от тридцати до пятидесяти тысяч рублей (ч. 1 статьи 7.32.5 КРФоАП).
Как и в случае с ч. 5 ст. 14.13 КРФоАП, оплата штрафа сама по себе не добавит денег на вашем счете, но послужит хорошим стимулом для заказчика в части выполнение условий контракта в части оплаты.
Очевидно, что привлечение руководителя заказчика к административной ответственности не является самоцелью. Подрядчику просто необходимо знать о таком инструменте, как предмете для торга на переговорах.
В случае, если руководитель заказчика не внемлет вашим доводам о недопустимости нарушения условий контракта, отказывается выполнять условия контракта, можно воспользоваться описанном в статье способом.
Возможно для некоторых поставщиков (исполнителей) будет приятно то, что штраф будет взыскан с конкретного исполнителя-руководителя, а не с организации за счет бюджетных денежных средств.
Ну и, пожалуй, самое интересное в этой связи то, что если штраф не подействует на руководителя заказчика, за повторное нарушение условий контракта по оплате,если ранее руководитель уже был привлечен к ответственности по ч. 1 ст. 7.32.5 КРФоАП, частью второй статьи 7.32.5 предусмотрена … дисквалификация.
Чего больше всего боится среднестатистический чиновник? Правильно — «потерять место».
Согласитесь, замечательный повод для руководителя заказчика посмотреть на сложившуюся ситуацию с точки зрения поставщика (подрядчика, исполнителя).
Еще раз повторю, что призываю вопросы решать в переговорном порядке и не загонять заказчиков в угол. Если факт нарушения условий контракта по оплате уже имел место, вы всегда успеете подать заявление о привлечении к административной ответственности.
С большой долей вероятности быстрее вы получите причитающиеся вам денежные средства, если сможете донести до руководителю заказчика почему он не прав и что ему за это может быть.
Привлечение к административной ответственности руководителя заказчика за нарушение сроков оплаты
Как и в случае в недобросовестными руководителями организаций-должников, уклоняющихся от исполнения решений судов, руководитель заказчика по госконтракту сам себя к административной ответственности не привлечет и ему в этом также надо помочь.
https://www.youtube.com/watch?v=M3uGauuFAfo
Дела об административных правонарушениях, ответственность за которые предусмотрена ч. 1 ст. 7.32.5, возбуждают и рассматривают контрольные органы в сфере закупок, то есть территориальные подразделения ФАС России (см. ст.ст. 28.3 и 23.66 КРФоАП).
Соответственно необходимо подготовить заявление о возбуждении дела об административном правонарушении, в котором подробно изложить обстоятельства дела, и подать заявление в ФАС по месту нахождения заказчика.
Прежде чем подавать заявление, целесообразно все таки оценить правильность вашей позиции, для чего вы можете обратится к юристу, имеющему опыт в подобных делах.
Согласитесь, если вы, будучи в целом правы, заблуждаетесь относительно фактических обстоятельств, либо не учли какие-либо формальные тонкости, и ваше заявление не возымеет необходимого результата, заказчик лишь убедится в своей правоте и безнаказанности.
Получив ваше заявление должностное лицо ФАС помимо определения о возбуждении дела об административном правонарушении, скорее всего также вынесет определение об административном расследовании, поскольку для рассмотрения дела и принятия решения по существу необходимо выслушать позицию лица, в отношении которого ведется дело об административном правонарушении.
Если ФАС откажет в возбуждении дела об административном правонарушении – обжалуйте определение в арбитражный суд.
Привлекут ли руководителя заказчика к ответственности в рамках настоящей статьи, понятно, однозначно сказать нельзя, все зависит от конкретных обстоятельств.
Если же ФАС прекратит производство по делу, например, за отсутствием состава административного правонарушения, а вы с этим не согласны – также обжалуйте определение в арбитражный суд.
Привлечение к ответственности руководителя заказчика будет иметь существенное значение для определения гражданско-правовой ответственности заказчика за нарушение условий контракта.
Другими словами, сам факт привлечения руководителя заказчика к административной ответственности делает вашу задачу по доказыванию оснований для привлечения заказчика к гражданско-правовой ответственности (взысканию пеней и штрафов) намного проще.
Думаю согласитесь, что инициирование подобной процедуры может быть весьма действенным способом досудебного урегулирования спора.
Если вам понравилась статья или у вас есть вопросы — пишите комментарии и подписывайтесь на рассылку.
Позже мы продолжим публикации на тему взыскания задолженности.
Возможно вам также будут интересны следующие статьи:
«Что делать если администрация не платит по исполнительному листу«
«Исполнение решений судов о взыскании с казны«
«Заказчик не оплатил выполненную работу«
🎥 Видео
Административная ответственность заказчиков за нарушение сроков и порядка оплаты по контрактуСкачать
Вебинар: "Административная ответственность по 44-ФЗ и как ее избежать" от 07.07.16Скачать
Изменения в КоАП РФ: новые сроки давностиСкачать
Ответственность за нарушение порядка электронной приемки по Закону № 44-ФЗ, 09.02.2023Скачать
Срок давности для привлечения к административной ответственностиСкачать
44-ФЗ: Вебинар. Вопросы привлечения заказчиков к административной ответственностиСкачать
44-ФЗ | Уголовная ответственность в закупкахСкачать
Какая ответственность установлена за нарушения Закона № 44-ФЗ?Скачать
Как изменились сроки давности привлечения к административной ответственности? - Епифанова И.ВСкачать
Административная ответственность в сфере закупок закон № 44 ФЗСкачать
Срок давности привлечения водителя к административной ответственности за нарушение ПДДСкачать
Вопросы привлечения заказчиков к административной ответственностиСкачать
Как подписать госконракт в рамках 44 Федерального закона: сроки и условияСкачать
44-ФЗ: Вебинар. Вопросы привлечения заказчиков к административной ответственностиСкачать
Закупки по ч.12. ст.93 закона 44-ФЗСкачать
Новые сроки оплаты по договорам по Закону № 223-ФЗ, 11.08.2022Скачать
ВОИНСКИЙ УЧЕТ, ПОВЕСТКИ В ВОЕНКОМАТ, ВОЕННЫЙ БИЛЕТ с 1.10.2023. Новые штрафы. Гражданство. ЮристСкачать